Cadillac.Часто ли мы задумываемся, когда встречаемся с привычной вещью, названием, явлением, над тем, когда и откуда она появилась, почему называется именно так, что она даёт и уже успела дать людям? Думается, что не часто. Зачем? Ведь вещь продолжает нам исправно служить, приносить удовольствие и пользу. Но есть люди, которым это интересно знать, для которых история происхождения вещи, компании, явления только помогает окрасить в новые краски то, к чему привыкли, что воспринимается как должное, и эти новые краски полны различных оттенков благодарности к тому, что давно казалось обыденным и знакомым.

Такие мысли появились у меня в тот момент, когда я начал знакомиться с историей американской автомобильной торговой марки Кадиллак. Я не оговорился, именно торговой марки, поскольку название одноимённой компании стало со временем торговой маркой автомобилей класса люкс, выпускаемых на производственных мощностях другой американской компании — General Motors. Как это произошло? Давайте вспомним вместе.

Компания (а сначала, действительно, была компания) Cadillac родилась в 1902 году. Её создателем был инженер и предприниматель Генри Лиланд, живший в то время в Детройте и занимавшийся производством автомобильных двигателей и элементов шасси, штамповкой и литьём металла в рамках своей фирмы «Лиланд и Фолкнер». Так получилось, что группа лиц, представлявших «Автомобильную компанию Детройта», которая после ухода из неё Генри Форда оказалась на грани банкротства, обратилась к Генри Лиланду и его сыну с просьбой произвести оценку завода и оборудования, принадлежащих ликвидируемой компании. Но Генри, выполнив заказ, сумел убедить своих заказчиков (в том числе и Уильяма Мерфи, одного из покровителей и компаньонов Форда) в необходимости сохранения автомобильного бизнеса в Детройте, предложив в качестве взноса одноцилиндровый двигатель собственного производства.

Естественно, что новой компании потребовалось и новое название. Генри Лиланд предложил назвать её в честь одного из своих предков, основателя Детройта (1701 год) Антуана Ломе де Ла Мот-Кадильяка., что и было сделано. С 22 августа 1902 года новорожденная компания стала называться Кадиллак Motor Car Company.

Но компании где-то наверху была предписана иная судьба, ибо всего через 7 лет, в 1909 году она была куплена почти за 6 млн. долларов другой американской компанией — General Motors. И, начиная с того момента, Cadillac стал позиционироваться, как подразделение GM, занимающееся разработкой и производством больших автомобилей класса «люкс». Управляющим компанией остался Генри Лиланд.


Более века прошло с той поры, а позиция Кадиллак осталась неизменной. Были взлёты, были падения, было военное время, когда стране нужны были танки, а не роскошные авто, но после любых передряг и падений всё возвращалось на круги своя. И происходило это во многом благодаря тому (как мне кажется), что руководители и инженеры компании всегда умели заглянуть вперёд и опережать на пол-шага, на шаг своё время.

Давайте оглянемся назад и посмотрим вместе на факты, подтверждающие вышеизложенную мысль.

В 1912 году инженеры компании Cadillac внедрили на своих автомобилях устройство, без которого сегодня немыслим ни один автомобиль. Речь идёт о стартёре. Да, да о стартёре и электрической схеме зажигания, которых до той поры не было, и для запуска автомобиля использовалась заводная рукоятка, названная впоследствии народной молвой «кривым стартёром».

Ещё ранее, в 1908 году, Кадиллак начал использовать взаимозаменяемые запасные части и детали. В 1910 году впервые в истории автомобилестроения компанией был выпущен полностью закрытый автомобиль-такси.

Первенство в разработке и внедрении первых механических коробок передач с синхронизаторам тоже принадлежит Кадиллаку, который освоил производство подобных КПП с ручным переключением передач в 1928 году.

С 1926 года компания впервые использует на автомобилях ударопрочные стёкла «триплекс», а чуть позже — цельнометаллические крыши вместо применявшихся ранее деревянных крыш.

Дальше — больше. В 1932 году специалисты Cadillac уже вовсю трудились над созданием автоматической трансмиссии, в 1934 году на все модели компании начинает устанавливаться независимая подвеска, успешно апробированная годом ранее на экспериментальной модели.

В 1941 году работа инженеров над автоматической КПП увенчалась успехом и появились автомобили, оснащённые гидромеханической автоматической трансмиссией, тогда же начали использовать заливную горловину топливного бака, скрытую под левым задним фонарём и первые кондиционеры.

В тридцатые же годы Кадиллак уже устанавливал на свою продукцию мощные двигатели V12 и V16 с внедрёнными в них идеями по верхнему расположению клапанов, разнесённых под углом 45°. Эти моторы вывели продукцию компании на самые лидирующие позиции в отрасли.

И после войны Cadillac не собирался сдавать свои позиции. А для этого необходимо было постоянно находиться на шаг впереди своих конкурентов, быть законодателем моды. И это получалось, поскольку такие популярные в то время элементы дизайна, как «плавники» задних крыльев, панорамные лобовые стёкла, использование большого количества деталей из полированного металла (хромированных или из нержавеющей стали), впервые появлялись на автомобилях марки Кадиллак.

И в следующие десятилетия почивать на лаврах было некогда, поэтому и не почивали, в результате чего мы сегодня воспринимаем как должное такие разработки компании, как автоматический климат-контроль, подогрев сидений, многоконтурный привод тормозов и «заглядывающие за поворот» фары.

Сегодня, как и ранее, Cadillac является флагманом GM, представляющим своим поклонникам самые современные, роскошные и комфортабельные автомобили. Да, время заставило уменьшить их габариты, использовать мощные двигатели, исходя из концепции разумной достаточности, думать о повышении их экономичности и экологичности, но Кадиллак до сих пор остался верен своему кредо: высокая надёжность, новейшие технологии, исключительный внешний вид и комфортная роскошь.

Cadillac — больше века в роскоши.